Взаимодействие предприятий города Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны и их вклад в развитие танкостроения | Муниципальное казенное учреждение "Нижнетагильский городской исторический архив"

Муниципальное казенное учреждение
«Нижнетагильский городской исторический архив»



Взаимодействие предприятий города Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны и их вклад в развитие танкостроения

Танк Т-34 у центральной проходной Уралвагонзавода. 1970-е годы. Фото Б.А.Шилова. (НТГИА. Коллекция фотодокументов. Оп.1ФА.Д.18.Л.21)

На 01 января 2015 года на хранении в Нижнетагильском городском историческом архиве находится 622 фонда, а это 155 тысяч 750 единиц хранения управленческой, технической документации, кино-фото-фоно-видеодокументов, документов личного происхождения, машиночитаемых документов за 1917-2008 годы. Это фонды местных органов государственной власти и управления города Нижний Тагил, территорий бывших Верхотурского, Нижнетагильского уездов, Тагильского округа; фонды органов местного самоуправления города, Нижнетагильской городской Думы; а также промышленных предприятий города, предприятий дорожного строительства, отделения железной дороги, средств массовой информации, в том числе местных редакций телевидения, радиовещания, учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. Архив располагает документальными коллекциями, хранит фонды личного происхождения, общественных организаций и движений, характеризующие развитие города с конца ХIХ века (фотодокументы) до сегодняшнего дня.

Среди этого массива документов имеются документы, относящиеся к деятельности предприятий, периода Великой Отечественной войны, таких как номерные заводы 56 (Химзавод), 63 (Высокогорский механический завод), 183 (завод имени Коминтерна на Уральском вагоностроительном заводе), 563 Наркомата резиновой промышленности, Высокогорский железный рудник, Завод имени В.В.Куйбышева, Ново-Тагильский металлургический завод.

Нижний Тагил в полной мере испытал на себе те 1418 дней и ночей, которые приближали советский народ к Великой Победе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие производства нашего города. В Нижний Тагил, в эвакуацию, прибыло 40 промышленных предприятий и учреждений, коллективы которых совместно с жителями города в кратчайший срок сумели создать крупнейший в стране военно-промышленный «кулак». Все предприятия были связаны в единую хозяйственную или технологическую цепочку: Высокогорский железный рудник – обеспечение металлургических заводов рудой; Ново-Тагильский металлургический завод – выплавка броневой стали и прокат броневого листа; завод имени В.В.Куйбышева – прокат броневого листа; завод № 563 – катки для танков; Уралвагонзавод – танки Т-34 и авиабомбы. В этой цепи одно предприятие обеспечивало сырьем другое предприятие, чтобы в дальнейшем осуществить поставку деталей на конечный пункт производства.

О Великой Отечественной войне, сражениях и огненных дорогах, написано и сказано много. А вот как жили вдали от фронта, что делали для победы в тылу, предстоит раскрыть в этом сообщении.

Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод №183 им.Коминтерна. . В документах фонда Уральского вагоностроительного завода имеется приказ №1 от 26 сентября 1941г., где сказано, что во исполнение приказа Наркома танковой промышленности СССР от 25 сентября 1941 года Кривич Пантелей Митрофанович «….приступил к исполнению обязанностей директора Уралвагонзавода и завода №183 на Уралвагонзаводе».[1]

Необходимо отметить, что в октябре 1941 года П.М.Кривич вернулся к обязанностям главного инженера, а в Нижний Тагил прибыл директор завода №183 — Максарев Юрий Евгеньевич. Приказом по заводу от 14 ноября 1941 года была утверждена схема организации управления заводом.

Основные цеха завода подразделялись на: заготовительные где отливались, ковались, штамповались и проходили термообработку металлические заготовки;
бронекорпусные, т.е. производились корпуса и башни; механосборочные цеха осуществляли механическую обработку деталей и сборку различных узлов танков и другой боевой техники.

Наркоматом танковой промышленности СССР была утверждена программа выпуска танков Т-34, которую принял к неуклонному исполнению завод №183 на УВЗ, о чем свидетельствует приказ директора завода от 17 октября 1941г. №1107, в котором установлены сроки и нормы, а именно в ноябре запланирован выпуск 155 машин.

Программа выпуска танков «Т-34», утвержденная Народным Комиссаром Танковой промышленности СССР тов. Малышевым. 1941 год

В декабре месяце предстояло выпустить 300 машин, с тем, чтобы на 1 января 1942 года довести выпуск до 12 машин ежесуточно» [2], здесь же давалось указание на обеспечение бесперебойной и своевременной поставки полуобрезных отожженных бронелистов из Ново-Тагильского металлургического завода, что является подтверждением того, что предприятия являлись звеньями единой технологической цепочки.

Необходимо отметить, что в марте 1942 года завод №183 вышел на уровень производства, достигнутый до эвакуации, в апреле превзошел его, а в мае выпустил танков в полтора раза больше, чем в апреле. Задание мая было выполнено на 111 процентов.

В январе 1942 года на суженном заседании исполкома Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся принято Постановление «Об укомплектовании квалифицированными рабочими кадрами завода № 183», один из пунктов которого гласил «Направить на работу в распоряжение завода №183 металлистов, строителей и шоферов, работающих в настоящее время в организациях и учреждениях Нижнего Тагила не по специальности».[3] Таким образом, частично решалась проблема укомплектованности кадрами.

Из месяца в месяц, из года в год завод наращивал обороты. Подтверждение мы находим в таких документах, как справочники экономических показателей работы завода за 1942-1944 годы, основные технико-экономические показатели за 1945 год, по которым составлены приведенные ниже таблицы.

Выполнение производственной программы. 1942 год.[4]

Производство танков Т-34 на заводе №183 им.Коминтерна с 1942 по 1945 годы (в штуках).[5]

Между заводами Наркомата танковой промышленности, цехами и подразделениями внутри заводов проводилось социалистическое соревнование.

В приказе Наркома танковой промышленности от 08 апреля 1943 года №252 отмечается, что в результате развернувшегося социалистического соревнования в марте месяце заводом №183 не только выполнен, но и перевыполнен план по жидкой стали.[6]

Основная масса выплавленной стали (70% по данным 1943г.) предназначалась для отливки траков, серийное производство которых было уже налажено в декабре 1941г. «Сколько дадим стали, столько будет танков», — часто говорил главный металлург Ефим Иванович Юдин.

В годовом отчете завода по основной деятельности за 1943 год есть сведения о деятельности конструкторского аппарата завода, которая была направлена на улучшение качества танков, повышение их боеспособности, снижение трудоемкости в производстве, а также проектирование, изготовление и испытание новых образцов танков, механизмов к ним. Было проведено 769 изменений, из которых 131 направлено на улучшение качества, а остальные 638 на снижение трудоемкости изделия.[7]

Победителям социалистического соревнования вручались на хранение переходящие Красные Знамена: Государственного Комитета Обороны, Горкома ВКП(б) и Горисполкома. Проводились месячники благоустройств общежитий, где проживали прибывшие на завод молодые и кадровые рабочие, инициатива принадлежала комсомольской организации завода.

В условиях военного времени при непрерывном нарастании мощностей перед руководством заводами вставали вопросы правильного использования рабочей силы и максимального уплотнения рабочего дня с учетом правильной организации труда и практических достижений стахановцев.

Помимо организации ударного труда в цехах, танкостроительный завод направлял на фронт бригады ремонтников для скорейшего восстановления подбитой техники.
На прошедшей в мае 1943 года в Челябинске конференции Народного Комиссариата танковой промышленности по подготовке кадров было отмечено, что выполнение Государственного плана подготовки кадров заводом 183 ставит его в число передовых заводов Наркомтанкопрома.[8]

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску танков и резкое увеличение производства боевых машин в годы войны Уралвагонзавод был награжден трижды: в 1942 году – орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году – орденом Красного Знамени, в 1946 году – орденом Отечественной войны I степени.

Еще одним звеном в единой технологической цепи, являлся завод № 563.

На основании постановления Государственного Комитета Обороны СССР «О снабжении заводов Наркомтанкопрома обрезиненными катками для танков Т-34 и самоходных установок» от 17 июня 1943 года заводом №183 сдан, а Наркомрезинпромом, в лице и.о.директора завода массивных шин, принят цех обрезинки катков с организацией его в самостоятельный завод № 563.

Создание завода было вызвано необходимостью военного времени, т.е. создание на Востоке страны танковой промышленности. Завод специализировался на выпуске катков для танка Т-34 и обеспечивал ими завод №183, на площадях которого и был создан.

Каток – это элемент ходовой части танка, предназначенный для поддержания верхней ветви гусеничной ленты и облегчения ее натяжения.

В документах фонда завода №563 имеются суточные рапорта о выпуске заводом изделий в том числе – катков. Рассмотрим один из таких рапортов за 30 декабря 1943 года, в рапорте отмечено, что в декабре по плану 27 рабочих дней, запланирован выпуск 6500 штук катков, в среднем в сутки должно быть выпущено 240 штук. За 30 декабря изготовлено 285 штук, что суммарно составило с начала месяца 6265 изделий. [9]. Если мы обратимся к последующему дню, то 31 декабря выработано 355 катков и фактически с начала месяца отработано 28 дней, при плане 6500 штук выпущено 6620 катков. Из суточных рапортов видно, что завод из месяца в месяц увеличивал выпуск продукции и если случались сбои, то это было по причине отсутствия сырья

Из переписки руководства завода №563 со службами завода №183 «В отношении ходимости катков на резине 1200 нам известно, что поставленная на гарантийные испытания на Кубинском полигоне резина нашего завода, изготовленная в августе 1944 года, пробег выдержала. Учитывая случаи разрушения катков, заводом обращено особое внимание на соблюдение технологических процессов, одновременно мы проводим уточнение в технологии производства катков. Катки изготовленные в соответствии с уточненной технологией изготовлены и будут подвергнуты испытаниям на 300 км. пробегах на 2-х машинах». Также завод просит сообщить данные по пробегу за каждый выезд танка Т-34, на котором испытываются сплошные массивные шины 830 на 150, изготовленные на заводе из серийной резины (ГР-80), а именно: характер пути, средние скорости по различным дорогам, продолжительность движения, состояние погоды, общий пройденный километраж, на каком км. движения разрушились испытываемые шины.[10]

Перебои в обеспечении завода сырьем, производственные неполадки создавали положение, при котором руководство завода было вынуждено выводить рабочих на сверхурочные работы. Существовала проблема укомплектованности кадрами, при плане в 320 человек, списочный состав составлял 232 человека или 76%. Кроме того необходимо отметить, что до 30% работающих на заводе составляли подростки от 14 до 16 лет.[11]

Но, несмотря на все тяготы военного времени, проводилось переобучение и подготовка кадров, изыскивались возможности для поощрений.

Из переписки по производственной деятельности за сентябрь 1943 года следует, что для своевременного выполнения задания Государственного Комитета Обороны по подготовке бойцов — танкистов на военно-учебном пункте завода необходимо обеспечить явку рабочих в дни занятий, т.е. воскресение, вторник, четверг к 9.00 или 21 часу».[12]

Для поощрения стахановцев за выполнение производственной программы руководство завода № 563 обратилось к руководству танкового завода с просьбой о выделении 100 пачек табаку, 100 пачек папирос, 200 сухих пайков, 50 литров водки».[13]

«Все для фронта! Все для победы!» На этот призыв партии каждый стремился ответить делом.

Для увеличения производства металла потребовалось больше добывать железной руды. Горняки Высокогорского железного рудника в годы Великой Отечественной войны добыли 5,8 млн.тонн железной руды, а это на 1 млн.тонн больше, чем было добыто за 100 лет. В мае 1942 года Высокогорский рудник стал первым горным предприятием, завоевавшим переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР и звание «Лучший рудник Советского Союза».

Всего за годы Великой Отечественной войны переходящее Красное Знамя вручалось руднику 22 раза. 31 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Высокогорский рудник был награжден высшей правительственной наградой – Орденом Ленина за успешное выполнение заданий по обеспечению металлургических заводов рудой.

В документах фонда Ново -Тагильского металлургического завода имеются подтверждения того, что и металлурги вносили свой вклад в развитие танкостроения. В июне 1941 года встал вопрос о размещении эвакуированного с ленинградского Кировского завода прокатного стана для прокатки броневых листов на площадях металлургического завода. Строить новое здание времени не было, поэтому было решено расположить его в одном из действующих цехов, демонтировав имеющееся оборудование. Был остановлен бандажный стан в прокатном цехе. Одновременно началось строительство и новой мартеновской печи. В августе она вступила в строй, а 10 сентября 1941 года введен в эксплуатацию толстолистовой стан, на котором прокатанные слитки стали превращались в броневой лист, прочную защиту танков.[14]

В документах имеются также: 1. Приказ директора завода от 25 сентября 1943 года №294 , в котором говорится, что коллектив работников бандажного стажа освоил прокатку и термическую обработку нового профиля для танковой промышленности уменьшающего расход металла и затрату времени на механическую обработку и совершенно исключающие термообработку этого профиля на заводе потребителе.15]

2. Приказ Наркома танковой промышленности Союза ССР Малышева от 28 сентября 1943 года, из которого следует, что «Ново-Тагильский завод Наркомата черной металлургии успешно освоил прокатку заготовок погон для танков сокращенными припусками и в значительной мере способствовал выполнению плана по выпуску танков заводами Наркомтанкопрома, — Приказываю: 1.Объявить благодарность и наградить значком «Отличник социалистического соревнования Наркомтанкопрома» работников Ново-Тагильского металлургического завода…».[16]

В 1944 году на Ново-Тагильском металлургическом заводе была введена в действие доменная печь №3 производительностью 400 тысяч тонн чугуна в год и коксовая батарея №4 производительностью 450 тысяч тонн кокса, тем самым была решена задача обеспечения газом военных заводов.

Любовь к Родине в годы Великой Отечественной войны материализовалась в трудовых достижениях, в победе над сложными техническими задачами, в победе над собственным недугом и голодом. В сражениях, одержанных на фронтах войны, помимо стойкости и героизма солдат и офицеров, было продемонстрировано превосходство советских танков и опровергнуты доводы некоторых теоретиков, о том, что танк живет только один бой и не должен быть долговечным. Заслуга в этом принадлежит и тагильским танкостроителям и всем предприятиям, выпускавшим продукцию для танковой промышленности.

И. Ф. Злобина,
заместитель директора
МКУ «Нижнетагильский городской исторический архив».

Научно-популярный журнал «Архивы Урала».
2015 г. № 19. С.174-179.
Подписано в печать 10.04.2015 г.


  1. НТГИА. Ф.417.Оп.1.Д.193.Л.133.
  2. Там же. Д.196.Л.127.
  3. НТГИА. Ф.70.Оп.3.Д.125.Л.10.
  4. НТГИА. Ф.417.Оп.1.Д.243.Л.16.
  5. Там же. Д.282.Л.5; Д.356.Л.3.
  6. Там же. Д.258.Л.124.
  7. Там же. Д.285.Л.3.
  8. Там же. Д.258.Л.157.
  9. НТГИА. Ф.87.Оп.1.Д.12.Л.5.
  10. Там же. Д.24.Л.14.
  11. Там же. Д.30.Л.3.
  12. Там же. Д.26.Л.204.
  13. Там же. Д.26.Л.190.
  14. НТГИА. Ф.196.Оп.1.Д.123.Л.1-11
  15. Там же. Д.158.Л.162.
  16. Там же. Д.158.Л.175.

Метки: , , , ,



Не комментируется.