Строители Уралвагонзавода. Как начинался мировой гигант | Муниципальное казенное учреждение "Нижнетагильский городской исторический архив"

Муниципальное казенное учреждение
«Нижнетагильский городской исторический архив»



Строители Уралвагонзавода. Как начинался мировой гигант

Общий вид цеха колес Гриффина Уральского вагоностроительного завода имени Ф.Э. Дзержинского. 1936 год. Фото Н. Владимирцева. (НТГИА. Ф.417.Оп.1.Д.22.Л.9)

В этом году исполняется 80 лет Уралвагонзаводу, известному со времен СССР не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Документы Нижнетагильского городского исторического архива рассказывают о людях, строивших промышленный гигант с планируемым выпуском 64800 вагонов в год. Как же была представлена стройка в средствам массовой информации, в газете «Тагильский рабочий» начала 30-х годов прошлого века?

Соцгород и ночные рейды ударников печати

Впервые известие о строительстве «мирового гиганта вагоностроения –Тагильского вагоностроительного комбината» появилось 12 июня 1931 года. В это же время в нашем городе строились Новотагильский металлургический и коксохимический заводы. Они должны были стать металлургической и топливной базой комбината, обеспечивая производство чугуном и коксом.

В октябре 1931 года в газете писали о медленном продвижении работ: «Фактически строительство началось с июля 1931 года. Но за летние месяцы почти ничего не сделано по освоению площадки под будущие цехи завода… Можно сказать, что строительство не вышло еще из организационного периода. Так, как это требовалось, площадка еще не освоена. Замедление жилищного строительства на площадке создало тяжелое положение в развертывании дальнейших работ». Причин называлось несколько: медленное и недостаточное поступление строительных материалов, отсутствие таких «мелочей», как гвозди. Чувствовалась нехватка кадров.

В газете «Тагильский рабочий» от 22 февраля 1932 года появилась статья о проекте соцгорода, в основу которого положен принцип создания города последовательно-социалистического типа. По плану, помещения делились на индивидуальные квартиры (60%), общежития для одиночек (13%), и дома – коммуны (27%). Временно определена норма на человека временно определена 6 кв. м. Город рассчитан на 72-80 тыс. человек. В плане – строительство бань, школ, клубов, прачечных, сберкасс и других необходимых социальных объектов. Но это все было в будущем, а в настоящем рабочим предоставлялись лишь неблагоустроенные бараки.

Иногда и другие помещения отдавались под жилье строителям, но жилыми их назвать было нельзя. Например, здание построенного в 1932 году техникума принималось приемочной комиссией как тесовый барак каркасного типа. В нем было 54 окна, все – разных размеров, стены разной длины, а в качестве засыпки между щитами использованы опилки вместе со снегом. Холод в бараках заставлял людей ночами сидеть у печки.

На Уралвагонстрой организовывались ночные рейды ударников печати, среди которых были рабочие и корреспонденты «Тагильского рабочего». Не единожды газетные статьи говорили именно о причине задержки строительства – текучести рабочей силы из-за отсутствия жилья. Строительные участки обеспечивались кадрами только на 20%, да и производственная дисциплина была не на высшем уровне. Ни январь, ни февраль 1932 года не дали темпов роста строительства, а по плану в июне должен быть пущен ремонтно-строительный цех, и через пять месяцев – цех чугунных колес Гриффина.

Колеса Гриффина, выпускаемые Уральским вагоностроительным заводом имени Ф.Э. Дзержинского. 1936 год. Фото Н. Владимирцева. (НТГИА. Ф.417.Оп.1.Д.22.Л.9)

В газете появились объявления об открытии курсов для Вагонстроя по профессиям: сварщик, каменщик, кровельщик, плотник, сталевар, рамщик… Готовил рабочих вагоностроительный техникум, находившийся в Балыковском переулке (ныне улица Огаркова).

«Советский базар»

Для повышения производительности труда организовывались соцсоревнования на местах и продовольственные ярмарки. 12 июня на Уралвагонстрое открылся «советский базар». Около полотняного городка разместились торговые ряды. Днем играл духовой оркестр, разливалось молоко из бидонов колхозников, отмерялись метры мануфактуры, продавались масло, яйца, квас. А в номере газеты от 17 июня 1932 года писали: «Уже сейчас видно, как советский базар, создаваемый после известных постановлений ЦК о хлебо- и мясозаготовках и свободной торговле колхозников, способствует развитию товарооборота между городом и деревней резко улучшает снабжение рабочих сельскохозяйственными продуктами, выявляет скрытые ресурсы в продовольствии и ставит их на службу рабочим строителям гиганта».

Для поощрения ударников труда в столовой проводились слеты лучших работников. В качестве премии вручали промышленные товары, для участников слета организовывался концерт, обед, играла гармонь.

О юбилейной дате

Нехватка кадров сказывалась на результатах строительства. На цехе колес Гриффина работало всего 32 человека, из которых 14 человек – в складском хозяйстве. Выполнение плана на 170% этими немногочисленными рабочими не приносило ощутимых результатов. В сентябре в цех прибыло 215 человек, общественностью города организованы субботники.

По содержанию газетных статей становилось понятно, что совсем скоро «первенец СССР» — цех колес Гриффина начнет свою работу.

Уралвагонзавод строился несколько лет. Отдельные объекты, системы цехов комиссией по приемке часто вводились в эксплуатацию по мере строительства и монтажа оборудования.

Мы не можем назвать точную дату открытия предприятия. 2016 год является для него юбилейным, потому что 80 лет назад, именно в 1936 году, сошел с конвейера первый большегрузный полувагон, подтверждающий прямое назначение завода-гиганта, имеющего название Вагоностроительный.

М. В. Шаркова,
заведующая отделом научно-справочного аппарата
и использования документов НТГИА.

Газета «Тагильский рабочий» № 12 от 16.02.2016.

Метки: , , , , ,



Не комментируется.