Мост через Нижнетагильский пруд. История длиной в 90 лет

Публикации
10 августа 2022 г. 3:00

Приближается 300-летие Нижнего Тагила. Много сделано и делается к юбилею любимого города.  И одним из значимых событий станет открытие моста через Нижнетагильский пруд, который соединит две части города в одно целое.

Мысль о строительстве мостовых переходов через пруд была воплощена на бумаге еще в начале 1930-х годов. Предполагалось построить два моста.

На генеральном плане жилстроительства «Тагилкомбината» 1932 года, обозначен мост через Тагильский пруд, идущий с Гальянской части через Тагильский пруд к северному берегу залива реки Малая Кушва, продолжением его стала дорога, выходящая к мостовому переходу через реку у Детского городка [1]. На плане «Соцгород. Н. Тагил», составленном в декабре 1932 года, размещен второй мост, тоже с Гальянки, но уже значительно южнее, от Корабельного мыса к запроектированному парку культуры отдыха на противоположной стороне [2].

В 1934 году группой Александра Михайловича Мостакова, в составе: архитекторов П. Смирнова и Б. Даньчича, экономиста М. Полынева, инженера Г. Денисова, был разработан «Проект планировки города Н. Тагил (Урал)». Проект включал в себя детальную разработку застройки города. На генеральном плане западной части Нижнего Тагила, «района Металлургического комбината» четко видны нити мостовых переходов через пруд [3]. 

Генеральный план Тагил комбината. Жилстроительство (схема). 1932 г. (НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.101.Л.16)   Схема «Соцгород Н. Тагил». 13 декабря 1932 г. (НТГИА. Ф.31.0п.1.Д.101.Л.14)   Макета планировки соцгорода Нижний Тагил. 1934 г. (НТГИА. Ф.731.Оп.5ФА.Д.1.Л.2.)   Нижний Тагил. Схема архитектурного анализа «В». 1934 г. (НТГИА. Ф.731.Оп.5ФА.Д.1.Л.7об)

Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1935 года утвержден проект планировки города Нижнего Тагила. В пункте № 18 «Искусственные инженерные сооружения» проектом предусматривалось строительство 10 мостов, два из которых через Тагильский пруд. Были даны характеристики объектов строительства:

- мост через Тагильский пруд (Гальянка – западная часть Кушвинского района). Длина пролета 100 метров (не включая протяженность дамбы), ширина – 9,5 метров. Материал – железобетон. Должен иметь две «ленты» автогужевого транспорта и два тротуара.

- мост № 29 через Тагильский пруд (Гальянка – Парк культуры и отдыха (ПК и О)). Длина пролета – 300 метров, ширина 3 метра. Запроектирован, как «Висячий гибкий мост, исключительно для пешеходного движения» [4].

Полтора года спустя, протоколом Совета труда и обороны СССР от 02 июля 1936 года № 4, представленный «Генеральный проект планировки строительства города Нижнего Тагила» был одобрен [5].

Ввиду отсутствия средств, все ресурсы (кадровые, финансовые, технические) были задействованы на строительстве Уралвагонстроя, Ново-Тагильского комбината и освоении рудной базы, план строительства оказался не реализованным. В 1941 году началась Великая Отечественная война…

К вопросу о новом генеральном плане застройки города архитекторы вернулись после победы.

В марте 1946 года составлен сборный план строительства города на основе генерального плана Нижнего Тагила 1935 года. В 1947 году новый план был представлен Горстройпроектом на рассмотрение в «Главстройпроект» СССР. На схеме генплана вновь были обозначены мосты, причем первый мост уже имел выход с улицы Большая Гальянская [6].

Эскизный проект застройки центрального района города Нижний Тагил. 1934 г. (НТГИА. Ф.731.Оп.5ФА.Д.1.Л.8)   Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 марта 1935 года № 190 «Об утверждении проекта планировки города Нижнего Тагила. (НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.207.Л.30)   Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 марта 1935 года № 190 «Об утверждении проекта планировки города Нижнего Тагила. (НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.207.Л.32)   Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 марта 1935 года № 190 «Об утверждении проекта планировки города Нижнего Тагила. (НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.207.Лл.35об-36)   Генеральный план города Нижний Тагил. 15 августа 1947 г. (НТГИА. Ф.700.Оп.4т.Д.16.Л.1)   Протокол технического совещания у главного архитектора города по вопросу проектирования мостовых переходов через реку Тагил, Н-Тагильский пруд и автотранспортных магистралей. 13 января 1967 г. (НТГИА. Ф.183.0п.1.Д.145.Л.36)

Постановлением министров РСФСР от 08 апреля 1948 года № 269 утвержден новый генеральный план города Нижнего Тагила, в котором были предусмотрены только четыре моста через реку Тагил: «Маральский», «Новый», «Красный камень» и «Северный». Мостовые переходы через Тагильский пруд в план не вошли [7].

Город продолжал расти. Увеличивалась жилищная застройка. Промышленность с каждым годом набирала обороты. Но дорожное строительство было недостаточным.

В 1955 году Иван Алексеевич Комшилов, начальник Государственной архитектурно-строительной комиссии города, в своем докладе «Город Нижний Тагил накануне ХХ съезда КПСС» отмечал: «Существующие дороги далеко не обеспечивают нормальную связь города с предприятиями, а также грузовые и людские потоки… Назрел вопрос - все грузоперевозки в район Гальянской части, идущие с юга, направляются через мост через Тагильский пруд, отсутствие которого, вызывает только в одну сторону свыше 10 километров перепробега» [8].

Мост был жизненно необходим городу. Он должен был соединить Гальянский жилой массив, в котором проживало почти 150 тысяч жителей, с основным промышленным комплексом, предприятиями стройиндустрии, коммунального обслуживания и существующими жилыми районами города.

В январе 1967 года состоялось техническое совещание при главном архитекторе города по вопросу проектирования мостовых переходов через реку Тагил, Нижнетагильский пруд и автотранспортных магистралей, по итогам которого были одобрены основные положения представленных на рассмотрение исходных данных для проектирования мостовых переходов и магистралей. Проектному институту «Уралгипротранс» предложено выполнить комплексные проекты мостов, подходов к ним, развязок и магистралей. Генподрядчиком мостовых переходов определен трест «Тагилстрой», заказчик строительства – Нижнетагильский металлургический комбинат [9].

   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.46)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.46ob)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.47)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.47ob)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.48)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.48ob)   Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1967 года № 361 «О генеральном плане города Нижний Тагил». (НТГИА. Ф.467.0п.1.Д.56.Л.49)

В мае 1967 года утвержден дополнительный титульный список изыскательных и проектных работ Министерства черной металлургии СССР на текущий год, в который был внесен мост через Тагильский пруд и прописан год начала строительства – 1968 [10].

24 мая 1967 года постановлением Совета РСФСР принят третий генеральный план города Нижнего Тагила с расчетным сроком строительства первой очереди до 1970 года. В соответствии с документом планировалось «…увеличение пропускной способности сети магистральных улиц путем сооружения транспортных развязок и путепроводов, строительство новых и реконструкция существующих мостов…» [11].

В 1968 году состоялось два технических совещания при главном архитекторе города Нижний Тагил по вопросам проектирования и рассмотрения проектного задания мостового перехода через Нижнетагильский пруд.

На первом совещании, 24 апреля, был согласован вариант проекта моста № 6 «в металлическом исполнении», определен участок строительного полигона для изготовления конструкций моста и производства монтажных работ на левом берегу пруда, ограниченный улицами Крайней, Бригадной и проектируемой трассой. В связи с тем, что кроме данного моста в будущей пятилетке 1971-1975 годов, запланировано сооружение других мостовых переходов и путепроводов, было рекомендовано заложить в сметно-финансовый расчет моста ассигнования на жилищное строительство для новых рабочих.

Установлены сроки подготовки и начала строительства:

- утверждение проектного задания  - 1968 год,

- начало рабочего проектирования  - 1969 год,

- выполнение подготовительных работ по строительству моста - 1969 год.

Строительство объекта планировали завершить за три года (1969-1971 годы).

Генеральным подрядчиком утвержден трест «Тагилстрой», специализированным подрядчиком трест «Мостострой - 4» [12].

Протокол технического Совета при главном архитекторе города по рассмотрению вопросов проектирования мостового перехода через Нижнетагильский пруд и магистрали в Гальянский жилой массив. 24 апреля 1968 г. (НТГИА. Ф.183.On.1.Д.152.Л.6)   Протокол технического Совета при главном архитекторе города по рассмотрению вопросов проектирования мостового перехода через Нижнетагильский пруд и магистрали в Гальянский жилой массив. 24 апреля 1968 г. (НТГИА. Ф.183.On.1.Д.152.Л.7)   Протокол технического Совета при главном архитекторе города по рассмотрению вопросов проектирования мостового перехода через Нижнетагильский пруд и магистрали в Гальянский жилой массив. 24 апреля 1968 г. (НТГИА. Ф.183.On.1.Д.152.Л.8)   Протокол технического Совета при главном архитекторе города по рассмотрению вопросов проектирования мостового перехода через Нижнетагильский пруд и магистрали в Гальянский жилой массив. 24 апреля 1968 г. (НТГИА. Ф.183.On.1.Д.152.Л.9)   Протокол технического Совета при главном архитекторе города по рассмотрению вопросов проектирования мостового перехода через Нижнетагильский пруд и магистрали в Гальянский жилой массив. 24 апреля 1968 г. (НТГИА. Ф.183.On.1.Д.152.Л.10)

Следующее совещание состоялось 23 октября, где было рассмотрено проектное задание мостового перехода через Нижнетагильский пруд, разработанное проектно-изыскательским институтом «Уралгипротранс».  Представленный проект включал в себя 12 основных и три дополнительных варианта, различавшихся решением пролетных строений.  При рассмотрении работ проекты разбили на три условные группы:

- варианты № 1-8 - мост с большими пролетами (84-127 метров),

- варианты № 9-12 – предполагалось устройство дамбы на 70% длины мостового перехода,

- варианты № 13-15 мост с малыми пролетами (42-63 метра).

В ходе совещания были отклонены варианты со строительством дамбы, т.к. это привело бы к заливанию и заболачиванию пруда, сокращению его объемов, вызвало нарушение режима технического водоснабжения и создало дефицит воды для всего промышленного комплекса Нижнего Тагила. Еще одной причиной стала невозможность пересыпки акватории пруда в пределах городской черты в связи с запланированной застройкой Гальяно-Горбуновской площадки и созданием в будущем общественного и административного центра города на Корабельном мысу.

Также были отклонены проекты в которых предполагалось строительство железобетонных пролетов, потому что:

- заводами Минтранса не изготовлялись конструкции сборных железобетонных пролетных сооружений,

- заводы железобетонных изделий треста «Тагилстрой» не могли взять на себя изготовление конструкций данного типа, в связи с большой производственной загруженностью,

- создание специального полигона для изготовления необходимых конструкций было нерентабельно,

- изготовление железобетонных блоков, их монтаж, является весьма трудоемким процессом, связанный с сезонностью, что значительно увеличивало сроки строительства [13].

Протокол технического Совета по рассмотрению проектного задания мостового перехода через Нижнетагильский пруд. 23 октября 1968 г. (НТГИА. Ф.183.0п.1.Д.152.Л.37)   Протокол технического Совета по рассмотрению проектного задания мостового перехода через Нижнетагильский пруд. 23 октября 1968 г. (НТГИА. Ф.183.0п.1.Д.152.Л.38)   Протокол технического Совета по рассмотрению проектного задания мостового перехода через Нижнетагильский пруд. 23 октября 1968 г. (НТГИА. Ф.183.0п.1.Д.152.Л.39)

По итогам совещания совет принял решение о строительстве моста по варианту № 6 с металлическим пролетным строением по схеме 63+84х5+63. Также было решено добиваться разрешения на размещение заказа по изготовлению необходимых конструкций на Нижнетагильском заводе металлоконструкций.

Особо отмечалось, что строительство мостового перехода необходимо осуществить в первую очередь при подготовке Гальянского массива под жилую застройку, что позволило бы сократить пробег грузового и пассажирского транспорта на 7-8 километров и благотворно повлияло на развитие района в дальнейшем [14].

Однако, и эти планы реализованы не были.

К вопросу о строительстве мостов через Нижнетагильский пруд вновь вернулись уже в 21 веке.

25 ноября 2010 года Нижнетагильская городская Дума приняла решение «Об утверждении генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года» [15].

Среди прочего в план заложены объекты капитального строительства по развитию улично-дорожной сети, в том числе 2 крупных моста, один из которых вошел в строительство первой очереди [16]. По новому плану мосты должны войти в дорожную сеть общественного транспорта и способствовать развитию трамвайного и автобусного сообщения.

В документе они обозначены, как мост № 2 и № 3.

Решение Нижнетагильской городской Думы пятого созыва от 25 ноября 2010 года № 67 «Об утверждении генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года». (НТГИА. Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.24)   Основные положение генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил. 25 ноября 2010 г. (НТГИА. Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.25)   Основные положение генерального плана городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил. 25 ноября 2010 г. (НТГИА. Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.50)

Мост № 2 должен был стать продолжением трамвайной линии, берущей свое начало в Гальяно-Горбуновском районе от кольца, образованного Октябрьским и Уральским проспектами, в сторону Тагильского пруда, проходящей через микрорайоны новой застройки до улицы Зари и Ленинградского проспекта Дзержинского района города, до существующей трамвайной линии, соединив центр и Вагонку.

Мост № 3 предусматривался, как часть трамвайной линии, берущей свое начало от существующей линии по Уральскому проспекту, через Тагильский пруд, по северной части Южного района до новой линии меридионального направления по улице Фестивальной [17].

12 августа 2022 года, в дни празднования юбилея Нижнего Тагила, Глава города Владислав Юрьевич Пинаев, в торжественной обстановке откроет движение по долгожданному мосту через Нижнетагильский пруд.

Лаврова Виолетта Евгеньевна,
ведущий архивист МКУ «Нижнетагильский городской исторический архив»


1. НТГИА Ф.31.Оп.1.Д.101.Л.16
2. НТГИА Ф.31.Оп.1.Д.101.Л.14
3. НТГИА Ф.731.Оп.1.Д.1.Л.4
4. НТГИА Ф.31.Оп.1.Д.207.Лл.30, 35об.

5. НТГИА Ф.31.Оп.1.Д.207.Л.29.
6. НТГИА Ф.700.Оп.4-т. Д.16
7. НТГИА Ф.31.Оп.1.Д.364.Лл.12, 16

8. НТГИА Ф.700.Оп.1.Д.19.Лл.21-22
9.  НТГИА Ф.183.Оп.1.Д.145.Л.36

10. НТГИА Ф196.Оп.1.Д.1976.Лл.34-35
11. НТГИА Ф.467.Оп.1.Д.56.Лл.46, 48
12. НТГИА Ф.183.Оп.1.д.152.Лл.37-39
13. НТГИА Ф.183.Оп.1.Д.152.Лл.8-9
14. НТГИА Ф.183.оп.1.Д.152.Л.9
15. НТГИА Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.24
16. НТГИА Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.50
17. НТГИА Ф.595.Оп.1.Д.528.Л.52

При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна


 

В этот день...
29 сентября 2022 г. 0:40
В этот день 29 сентября 1972 года
В этот день...
28 сентября 2022 г. 0:40
В этот день 28 сентября 1957 года
Новости
22 сентября 2022 г. 5:00
Уважаемые посетители читального зала!
В этот день...
22 сентября 2022 г. 0:40
В этот день 22 сентября 1922 года
В этот день...
16 сентября 2022 г. 0:45
В этот день 16 сентября 1952 года
В этот день...
5 сентября 2022 г. 0:30
В этот день 5 сентября 1967 года
В этот день...
1 сентября 2022 г. 0:55
В этот день 1 сентября 1982 года
В этот день...
1 сентября 2022 г. 0:40
В этот день 1 сентября 1957 года
В этот день...
29 августа 2022 г. 0:30
В этот день 29 августа 1977 года
В этот день...
23 августа 2022 г. 0:30
В этот день 23 августа 1977 года