Начало 1930-х годов для нашей страны было новым этапом административно-территориального реформирования, становления новой экономической модели общества, индустриализации и коренного переустройства населения.
Реконструкция старой промышленности на Урале и сооружение новых заводов с производительностью превышающей показатели не только существующих предприятий в Советском Союзе, но и за границей, влекло за собой необходимость постройки сети новых социалистических городов и поселений и коренной перепланировки старых на основах обобществления быта с приданием им всех видов культурно-просветительного и коммунального обслуживания[1].
Нижний Тагил, занимающий выгодное географическое положение в центральном месте горнозаводского района, располагал богатой железорудной базой, мощными месторождениями, достаточным запасом водных ресурсов и большой возможностью производства местных стройматериалов. Наличие таких естественных богатств в районе, с электромагистралью Губаха-Челябинск и рентабельностью транспортирования Кизеловских и Кузнецких углей, закрепил за Тагилом строительство заводов гигантов и определил промышленность района как замкнутый комбинат с законченным производственным циклом[2].
Социалистическая индустриализация и коллективизация привели к глобальным переменам и повлекли за собой промышленное и социальное строительство. Так, в Нижнем Тагиле развернулось строительство крупнейших промышленных гигантов: Новотагильского металлургического завода и Уральского вагоностроительного. Это закрепило за городом статус мощного промышленного центра и привело к динамичному экономическому развитию. Наступил этап становления социалистического города Нижний Тагил.
Для советских людей понятие «соцгород» было воплощением новой жизни в городе «своей мечты» с красивыми архитектурными зданиями, стадионами, парками и скверами, уютными жилыми многоквартирными домами. Население с нетерпением ожидало строительства новых жилых массивов и микрорайонов с развитой инфраструктурой и объектами жизнеобеспечения.
Для объективного и всестороннего изучения процесса образования социалистического города Нижнего Тагила, с размещением на его территории промышленных объектов, необходимых для развертывания народного хозяйства и экономики всего Советского Союза, возникает необходимость обращения к подлинным источникам - архивным документам. Реальным отражением социально-экономического развития Нижнего Тагила в период индустриализации, а также условий, при которых формировался соцгород, являются документы, содержащие сведения о разработке перспективных планов реконструкции, проектирования и строительства индустриального центра, а также фотодокументы, на которых запечатлены процессы расчистки площадки под строительство Нижнетагильского металлургического завода (Коксостроя и Тагилстроя) и Уралвагонстроя, первое жилье барачного типа для строителей, фотографии жилых зданий и помещений эпохи конструктивизма. Все они являются востребованной информацией и предметом научных исследований.
Колоссальный размах строительства крупных промышленных заводов в Нижнем Тагиле, рост рудной промышленности и расширение технической базы социализма сопровождались увеличением численности населения. По данным Нижнетагильского отдела государственной статистики на начало 1931 года население Нижнего Тагила насчитывало 59 483 человека, а по состоянию на 01 января 1933 года - 235 тысяч человек, в числе которых 85 315 рабочих[3]. Безусловно, этот факт стал определяющим при составлении проекта планировки города.
Президиум Уральского областного исполнительного комитета заслушав доклад специальной комиссии о развитии города Нижнего Тагила в связи со строительством Коксохимкомбината, Тагилстроя, Уралвагонстроя (УВС) и реконструкции существующих предприятий, констатировал неудовлетворительное состояние проектировочных работ и отсутствие у Нижнетагильского горсовета конкретного плана строительства городских рабочих поселков. В связи с этим Президиум облисполкома постановил: утвердить для размещения городских рабочих поселков территории так называемого «Красного камня» и УВС. Облисполком обязал Нижнетагильский горсовет к 1 декабря 1931 года закончить все работы по отводу участков для строительства рабочих поселков, а к 1 февраля 1932 года составить проект планировки города с включением всех вновь возводимых поселков и предприятий. Нижнетагильскому горсовету потребовалось составить баланс водных ресурсов, гидрологическую карту, рассмотреть вопрос о газификации и теплофикации, вновь застраиваемых поселков и реконструируемых кварталов города и предоставить в плановую комиссию исполнительного комитета Уральского областного Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов план развития сети учреждений культурно-бытового обслуживания. Президиум облисполкома признал необходимым создать городскую строительную организацию для осуществления местного городского жилищного и социально-культурного строительства[4]. В 1933 году для выполнения этих задач был создан Нижнетагильский государственный трест городского строительства «Горстрой», который в соответствии с постановлением Президиума Нижнетагильского горсовета от 28 февраля 1935 года был реорганизован в Управление городского строительства Нижнетагильского горсовета[5].
Наблюдался недостаток квалифицированных архитекторов и планировщиков. В связи с не укомплектованностью Управления городского строительства, главный архитектор Александр Михайлович Мостаков предложил просить Облисполком о направлении из Москвы и Ленинграда в Нижний Тагил группу специалистов из 50-60 человек и 2-3 планировщиков из государственного института проектирования городов «Гипрогор». Считал необходимым обратиться в Союз Советских Архитекторов с просьбой принять шефство над Тагилом путем прикрепления бригады высококвалифицированных мастеров – архитекторов[6].
Итак, основными объектами планировки и застройки города считались район Красного камня и УВС, как наиболее оптимальные зоны размещения жилых комплексов для населения. Эскизные проекты планировки и застройки районов Красный камень и УВС были разработаны архитектурно-проектной мастерской №1 Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (НКТП СССР) по поручению Управления по строительству города Нижний Тагил в рамках генеральной схемы планировки г. Нижний Тагил утвержденной 16 октября 1934 года.
Архитектурно-композиционный замысел планировки и застройки района Красный камень родился в результате синтеза социально-экономической концепции авторов проекта в вопросе организации территории социалистических городов и всесторонней оценки планируемого объекта с точки зрения его естественно-исторических условий рельефа, а также положения на плане «Большого Нижнего Тагила».
Район Красного камня имел изолированное «островное» расположение в городе и три главных входа из других его частей: с востока – с территории металлургического комбината, через путепровод под трассой Пермской железной дороги; с запада – из Выйского района, по мосту через реку Тагил; с юга – из Центрального района по улице Мопра, так же по мосту через речку Вязовка. По проекту все три входа позволяли попасть на достаточно большую площадку, примерно в 110 га, предназначенную исключительно под жилье. Такие принципиальные установки позволяли прийти к экономичному использованию территории, сочетать перспективы городского ландшафта и достичь единства восприятия всего архитектурного ансамбля[7].
Авторы проекта отвергали установившуюся в планировочной практике теорию об оптимальных типовых кварталах, как первичных, замкнутых в себе социально-экономических формациях социалистического города, объединяющих в своем составе то или иное «оптимальное» количество населения на основе общих столовой, клуба, дошкольных учреждений, физкультурной площадки и т.д. Они полагали, что в деле архитектурной организации социалистического города должно было служить органичное сочетание во взаимодействии друг с другом двух факторов – идея архитектурной композиции планировки и транспортной организации города, разделяющей его территорию на ряд отдельных крупных частей пересечениями трасс магистральных дорог. В свою очередь каждая отдельная часть городской территории, разделенная таким методом, должна была трактоваться и разрабатываться как единый крупный архитектурный ансамбль, заключающий в себе все необходимые элементы социально-бытового и культурного обслуживания. Эти элементы рассчитывались как составные части соответствующих общегородских сетей и размещались на плане таким образом, что детские учреждения максимально близко располагались к жилью, все остальные распределялись равномерно, но с соблюдением необходимых радиусов[8].
При проектировании жилья в районе Красного камня авторы стремились наметить в основном характер жилья будущего города - жилья красивого и экономичного. Исходя из этого, перед архитекторами стояли следующие задачи:
- найти метод, позволяющий получать решения для жилья, соответствующие определенному заданию или принятой идее;
- установить основные положения объемно-пространственных решений для данного жилья: этажность, характер квартир, количество комнат;
- дать решение планов жилых зданий в форме ячеек для всех видов квартир, с распределением для всего строительства[9].
Эскизным проектом планировки района было запроектировано всего 83 здания. Общая кубатура жилых зданий, за вычетом площади, отводимой под детские учреждения, магазины, столовые и другие бытовые учреждения, располагающиеся на первых этажах зданий, составляла 1 643 506 м³. В среднем на одного жителя были запланированы 9 кв.м. Средняя этажность жилых зданий составляла 7,5. Наибольшее количество жилых зданий было запроектировано пятиэтажными, что составляло 45,2 % от общего количества[10].
Характеристика соотношения этажности и кубатуры жилых домов района Красный камень г. Нижний Тагил 1934г.
Этажность | Кол-во жилых домов | Кубатура | ||
Всего | Итого в % | Всего | Итого в % | |
2 | 2 | 3,79 | 5518 | 0,33 |
3 | 2 | 3,79 | 5996 | 0,36 |
4 | 4 | 7,59 | 45732 | 2,80 |
5 | 24 | 45,25 | 474585 | 29,00 |
7 | 6 | 11,31 | 601331 | 36,40 |
8 | 5 | 9,50 | 141037 | 8,61 |
9 | 3 | 5,55 | 234717 | 14,3 |
12 | 1 | 1,90 | 16660 | 1,00 |
14 | 6 | 11,33 | 117960 | 7,20 |
Итого: | 53 | 100% | 1643506 | 100% |
При составлении плана жилищного строительства на 1932 год был принят в расчет существующий жилой фонд. В 1932 году ожидаемый механический прирост населения определялся в 275 тыс. человек. Предполагали построить жилплощадь до 550 тыс.кв.м.
В отличии от жилищного строительства заводов Тагилстроя и Коксостроя, которое производилось на территории городской черты, жилищное строительство Уралвагонстроя осуществлялось на вновь отведенном участке на расстоянии 8 километров от завода[11].
Территория проектируемого района УВС была расположена вблизи предприятия, с частичной застройкой неорганизованным барачным строительством. Площадь жилых кварталов проект определял в 236 га, общественных кварталов – 38 га, рассчитанных на 57 тысяч человек. Архитектурно-планировочная схема района представляла в основном ортогональную сетку улиц, имеющую небольшое отклонение меридиональных проездов к северо-востоку, а широтных - к северо-западу. В проекте застройки был особый принцип очередности строительства: в первую очередь планировалось застроить все кварталы восточной части района с №1 по №8, как наиболее близко расположенные к предприятию. Согласно расчетам потребности в жилплощади эти кварталы должны быть освоены к 1937 году.
Объекты сетевого обслуживания (магазины, аптеки, парикмахерские и др.), как квартального, так и районного значения по проекту размещались на первых этажах жилых домов. Магазины, например, являющиеся элементом обогащающим архитектуру жилого здания, следовало проектировать в угловых корпусах. Таким образом, делая их более заметными, с возможностью обслуживания сразу двух улиц. Почтово-телеграфное сообщение размещалось по такому же принципу, т.е. выносилось на магистраль. Ряд особенностей по проекту имел и центр УВС. Районный культурный центр – демонстрационная площадь с выходящим на нее районным клубом. На пересечении двух магистралей размещалась площадь, служащая общегородским центром и являющаяся основной архитектурной доминантой. Богатую архитектурную насыщенность придавали ей клуб с одной стороны и здание гостиницы с другой. Для усиления архитектурного восприятия и создания большей четкости контура площади по обе стороны проезда размещались декоративные колонны. Архитектурный замысел имела и полоса общественных зданий. Ввиду того, что общественные кварталы являлись местом сосредоточения людских масс, мест прогулок и зон отдыха, авторы были нацелены на создание ряда эффектных перспектив, объединив их архитектурно-пространственным построением.
В ходе выполнения программы по созданию соцгорода возникало много трудностей. В объяснительной записке к титульным спискам жилищного и коммунального строительства по Нижнему Тагилу на 1936 год начальник городского коммунального хозяйства отмечал, что город являлся отстающим в области благоустройства и коммунального обслуживания независимо от бурных темпов развития строительства. Жилая площадь составляла около 2,5 кв.м. на одного человека вместо запланированных 3,5 кв.м. Показатель увеличения жилой площади на одного человека был крайне небольшим и составлял 0,01 кв.м., дорожное строительство отсутствовало, в неудовлетворительном состоянии находилось и уличное освещение. Благоустройство города не соответствовало запросам населения[12].
Необходимо отметить, что далеко не все запланированные объекты строительства удалось реализовать. Нет того количества стадионов и спортивных площадок в пойме реки Тагил, скульптурных композиций и величественных колонн со статуями. Это объясняется и политическим и экономическим аспектом. Практически до конца 1930-х годов темпы жилищного строительства были снижены ввиду того, что основная часть капиталовложений была направлена на градообразующие предприятия города. Тем не менее, конец 1930-х годов отмечается большими достижениями - строительством в городе наиболее значимых объектов, необходимых в промышленном и культурно-бытовом отношении, таких как водопровод, трамвайное сообщение, гостиница, родильный дом и другие.
Нижний Тагил за две сталинские пятилетки в системе Урало-Кузбасского комбината при создании второй угольно-металлургической базы на Востоке превратился в крупнейший промышленный центр металлургии среднего машиностроения и широкого культурно-бытового строительства.
И в настоящее время мы наблюдаем творения советских архитекторов, которые использовали простые четкие новые формы, в результате нам явились красивейшие архитектурные здания в стиле позднего конструктивизма. Такие памятники архитектуры, как дом «Дом дирекции УВЗ», Молодежный театр, здание городской больницы №1, жилые дома по проспекту Вагонстроителей и по улице Ильича, гостиница «Северный Урал» по проспекту Ленина, жилые дома по улице Жуковского в районе Красного камня особенно выделяются среди типовых жилых домов более поздней постройки и, являются достопримечательностями каждого района нашего города. Они являются символом больших перемен и новой жизни советских людей. Есть в них особенный характер и дух того времени.
Е.Ю. Кожевникова, начальник отдела архивных технологий и использования документов Нижнетагильского городского исторического архива. Архив в социуме — социум в архиве: материалы второй региональной научно-практической конференции / сост., науч. ред. Н.А. Антипин. — Челябинск, 2019. С.163-166
1. НТГИА. Ф.69.Оп.1.Д.44.Л.10.
2. НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.74.Л.2
3. НТГИА. Ф.128.Оп.1.Д.16.Лл.2,5.
4. НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.54.Л.1.
5. НТГИА. Ф.36.Оп.1.Д.11.Л.38-40
6. НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.235.Лл.363,363об.
7. НТГИА. Ф.69.Оп.1.Д.93.Л.7,7об.
8. Там же. Д.93.Л.5.
9. Там же. Д.93.Л.24,34.
10.Там же. Д.93.Л.16, 16об.
11. НТГИА. Ф.31.Оп.1.Д.74.Л.22,23.
12. НТГИА. Ф.69.Оп.1.Д.95.Л.39.
При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна