О трудовых подвигах тагильчан, приложивших неимоверные усилия в разные периоды истории, мы знаем с раннего детства. В тяжелые времена, когда на территории страны разворачивались полномасштабные военные действия, Нижний Тагил оставался в глубоком тылу. Но, если перевернуть назад несколько страниц истории нашего города, можно ознакомиться с удивительными, будоражащими фактами, относящихся к периоду Гражданской войны 1918-1920 годов и касающихся жизни Нижнетагильского заводского поселка. Без искажения истории рассказывают архивные документы, более 100 лет хранящие тайны о событиях тех лет… Выставка архивных документов охватывает период с осени 1918 года до декабря 1919 года. Представленные документы поделены на четыре части, что позволит последовательно рассказать о событиях того времени.
Глава 1 | Фронтовые будни
Установление советской власти в 1917-1918 годах сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России.
Социальный, идейный и политический раскол огромной территории бывшей Российской империи послужил мощным толчком к бесчисленным кровопролитным сражениям между различными группами одного народа, который распался на множество противоборствующих лагерей, а также стал поводом для вторжения иностранных государств.
Большую роль в создании благоприятной ситуации для ликвидации советских органов власти на территории Урала сыграло восстание Чехословацкого корпуса.
Чехословацкий корпус был сформирован царским, а затем Временным правительствами из состава военнопленных чехов и словаков. Особое внимание уделялось комплектованию корпуса за счет регулярных, хорошо подготовленных войск с высокой боеспособностью. Части корпуса были рассредоточены по территории всей России, имели подготовленные военные кадры и оружие.
В марте 1918 года советское правительство приняло решение вывести корпус с территории России при условии сдачи оружия. Попытка разоружения обернулась восстанием чехословацких солдат, эшелоны которых были растянуты по всей стране.
24 мая 1918 года вооруженное восстание разгорелось в Челябинске. На взятие города у чехословаков ушло 2 дня. Уверенно продвигаясь вдоль железной и шоссейной дорог в течение нескольких месяцев они захватили: Троицк, Златоуст, Шадринск, Курган, Петропавловск, города – южнее и западнее Челябинска.
Летом 1918 года линия фронта вплотную приблизилась к Верхотурскому уезду. Нижний Тагил был важным стратегическим пунктом на пути продвижения антибольшевистских сил на восток.
Июнь 1918 года. Председатель Верхотурского Уездного Исполнительного комитета довел до сведения жителей Верхотурского уезда:
«…ввиду обнаруженных контрреволюционных заговоров в уезде, весь Верхотурский уезд объявляется на военном положении и вся власть по борьбе с контрреволюцией переходит Военному Комиссариату, для чего Исполнительным Комитетам Верхотурского Уездного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов организованы с 4-го июня 1918 года чрезвычайная следственная комиссия и военно-революционный суд….»
С 17 сентября по 4 октября 1918 года происходили упорные бои на подступах к Нижнему Тагилу. Поселок был переведен на осадное положение. Советские учреждения и предприятия эвакуированы, за исключением цехов Нижнетагильского завода, работавших для фронта.
В районе реки Большая Кушва жители поселка рыли окопы, железнодорожники зашивали в бронь паровозы и готовили бронепоезда. Формировались новые вооруженные отряды рабочих.
Первые бои завязались в районе деревни Горбуново, где позиции занимали: Тагильская дружина, Висимо-Шайтанский батальон и влившееся в него Черноисточинский и Висимо-Уткинский отряды. Эти части приняли на себя первый удар. Ожесточенные кровопролитные бои продолжались 16 дней у деревни Горбуново, на Ключиках, на Малой и Большой Кушве склоняя победу то в одну, то в другую сторону.
В начале октября Нижнетагильский поселок был окружен с юго-востока и юго-запада отрядами белогвардейцев. Красные были вынуждены отступить, пока кольцо окружения не сомкнулось…
4 октября 1918 года Нижний Тагил был полностью захвачен «белыми»…
Глава 2 | «Белые» дни и ночи
С 4 октября 1918 года в жизни заводского поселка началась новая глава. Формирование советских органов управления было прервано. Для жителей Нижнего Тагила вновь наступило время внезапных перемен. Часть простых граждан, поддерживающих идеологию «красных», покинула поселок, но многие остались в Нижнем Тагиле.
Люди, не готовые к кардинальным изменениям в привычном укладе жизни, встречали «белых», большую часть которых составляли легионеры Чехословацкого корпуса, как освободителей.
В первую же неделю был возрожден орган местного самоуправления — 15 октября 1918 года возобновила работу Нижнетагильская земская управа. Ее председателем стал Кузьма Осипович Рудый.
К многочисленным функциям земской управы по организации жизнедеятельности поселка с населением в 50 тыс. чел. добавились и заботы, связанные с условиями военного времени.
Для содержания многочисленных пленных красноармейцев управа решает вопросы расширения Арестного дома, которому был отведен двухэтажный дом с подвалами и пристроем, по Сибирскому переулку, соединявшему улицы Александровскую (ныне пр-т Ленина) и Шамина (ныне ул. К.Маркса).
Приоритетными были вопросы санитарной очистки поселка, поиска и вывоза трупов, нечистот, помощи земской больнице, изыскания дополнительных источников доходов.
Так Нижнетагильское Волостное земское собрание 18 ноября 1918 года постановило:
1. Обложить налогом в 1 % их стоимости все вывозимые из Нижнетагильского завода товары….
3.Обложить единовременным налогом всех домовладельцев, имеющих электрическое освещение по 50 копеек с лампочки.
Земство регулярно проводило среди населения Нижнего Тагила сбор теплых вещей, белья и прочих предметов для бойцов «Народной армии». Помимо необходимых для выживания в суровых условиях уральской зимы тулупов, шуб, сапог, варежек и шапок, в список пожертвований входили носовые платки, полотенца, мыло и продукты питания. Граждан призывали позаботиться о «своих избавителях» и пожертвовать все, что имеется.
Дома жителей, не спешивших поделиться своими вещами, нередко посещала Нижнетагильская милиция, которая была создана в поселке уже в октябре 1918 г
Но потребность армии заключалась не только в обеспечении ее вещами первой необходимости. Основной задачей оставалось постоянное пополнение рядов военных новыми кадрами.
«Родина требует бойцов для окончательного изгнания врага народа. Каждая волость должна выставить 150 человек призыва 1913, 1914, 1915, 1916 и 1917 года. Люди должны быть здоровыми, крепкими, одетыми и обутыми по-воински».
А бои в окрестностях Нижнего Тагила продолжались…
Ежедневно, комендант города отправлял из поселка на боевые позиции сотни новобранцев из тагильских рабочих.
27 октября …18 часов…
«Кроме двухсот человек рабочих потребуется много по приказанию полковника Смолина № 131. Полковник Смолин приказал завтра 28 октября к шести часам вечера доставить в вагонах на ст. Лая четыреста человек рабочих кои должны иметь свое довольствие на три дня, о чем особенно прошу предупреждать рабочих во избежание недоразумений. Кроме того, рабочим захватить лопаты, киркомотыги, топоры и поперечные пилы».
Несмотря на тяжелые условия военного времени, в заводском поселке устраивали развлекательные мероприятия (концерты, спектакли). Для их организации а также иных массовых сборов граждан (родительского собрания учащихся и др.) требовалось письменное разрешение коменданта. Зачастую, такое разрешение выдавалось лишь «при условии процентного отчисления в пользу Народной армии… ». Значительная часть вырученных средств нередко шла «в пользу чехословаков».
Глава 3 | Славные партизаны
Условия, в которых приходилось жить тагильским семьям зимой 1918-1919 гг., были крайне неблагоприятными. «Белые», забирая у жителей продовольствие, одежду, лошадей, продолжали опустошать все имеющиеся запасы. На этой почве стала набирать силу революционная работа «красных». «Красными» партизанами считались лица, состоявшие в партизанских отрядах, действовавших на территории «белых» армий и участвовавших в вооруженном повстанческом движении за власть Советов.
Среди архивных документов сохранились небольшие отрывки из дневников участников тех событий и воспоминания, перенесенные из памяти на бумагу по прошествии времени.
В Уральских поселках партизанское движение стало набирать обороты с лета 1918 года. Первые отряды формировались на предприятиях Нижнего Тагила и близлежащих крупных заводах Верхотурского уезда, зачастую спонтанно объединяя рабочих. Из воспоминаний Андрея Дорофеевича Жуйкова: «…Когда узнали, что будет карательный отряд, будет нарушать все мосты и заводы, и расстреливать народ, в то время масса народа из завода побежала с котомками в лес… На другой день никого не стало из полиции, и мы в это время сорганизовались и взяли винтовки свои, которые были спрятаны и пулемет был спрятан на 6-м номере по железной дороге в земле…».
После, рабочие захватили полицейское управление, разместили объявление о приеме винтовок и организовали караул для охраны завода. Набрав свой партизанский отряд из 32 человек, отправились по железной дороге в сторону Верхотурья, где к отряду примкнуло еще 33 человека. Передвигались от одного населенного пункта к другому вдоль железнодорожных путей, ведь они являлись главной артерией, по которой проходили большие объемы продовольствия и боеприпасов. Зачастую силы не были равны, тогда партизаны объединялись с боевыми частями «красных».
К концу 1918 года, когда крупные населенные пункты перешли к «белым», партизаны были вынуждены уходить все глубже в леса, иначе смерти было не миновать. Так описывал ноябрьские дни Павел Колмогорцев: «…Мороз сильный, начинается буран, а кто не знает Уральские бураны – это значит в лесу без дороги, без селений. Сознаем свое безвыходное положение: прорваться на Кушву невозможно, да и бесцельно ибо таковая уже занята белыми – решаем, чем зря погибать в неравном бою, отступать в лес, в дремучий лес… Помню как славные партизаны шли или, вернее сказать, волочили ноги день и ночь без отдыха, не разводя огня, одни падали, другие проходили, качая головами и предполагая, что вероятно и они через несколько саженей упадут и может быть больше не встанут… Наш курс был правильный без компаса, карт, а по охотничьему чутью».
Массовый характер движение партизанских отрядов на Урале приняло с весны 1919 года. Группы различной численности собирали разведывательные данные для Красной Армии, срывали акции по мобилизации и сбору продовольствия, вели агитационно-пропагандистскую работу среди населения, разрушали коммуникации и пути сообщения. За порчу железнодорожного полотна, кабеля, телеграфа или телефона, по закону военного времени, виновных расстреливали на месте преступления без суда и следствия, или после череды допросов. Впрочем, за открытую агитацию и публичные выступления наказания, хоть и менее сурового, также было не избежать.
Жестоко расправлялись не только с непосредственными участниками партизанских отрядов, но и со всеми, кто располагал какой-либо информацией о местонахождении и планах активных деятелей советской власти.
Партизаны сыграли важную роль в деморализации тыла белогвардейцев, внесли значительный вклад в продвижение сил Красной Армии и освобождение уральских городов летом 1919 года.
Весной 1919 года «красным» удалось провести несколько крупных военных операций. Это позволило развернуть новые боевые действия против антибольшевистского фронта на Урале. В летний период силы «белых» неизбежно таяли: 25 июня «красные» приступили к форсированию реки Уфы, 13 июля ворвались в Златоуст, затем Челябинск, 1 июля, в результате ожесточенных боев освобождены города Пермь и Кунгур, в течение нескольких дней отбит Курган, 15 июля Екатеринбург.
Из воспоминания В. К. Мартюшева – рабочего Нижнетагильского завода имени Куйбышева: «Уже в начале июня 1919 года в Тагиле стали заметны признаки отступления. Более дальновидные буржуи и вообще люди, имевшие счета с Советской властью, поспешно уезжали на восток. А когда уже определенно стало известно, что Тагил будет оставлен белыми, зашевелилась и заводская администрация. Вывесили объявление, что все, кто желает эвакуироваться, или, как весьма метко назвали рабочие «выковыриваться» — могут получать деньги и уезжать. Конечно, среди рабочих охотников эвакуироваться не нашлось, но вся заводская администрация, союз и больничная касса «выковырнулись» из Тагила вместе с Колчаком.
Я в это время работал в электрическом цехе, мы все страшно боялись, чтобы перед уходом белые не взорвали станцию, оставались дежурить на ней … боевые товарищи и мне самому пришлось подряд три ночи дежурить, но к нашей великой радости станция осталась цела и вообще, ничего особенно вредного заводу не сделали. Настал, наконец-то, радостный день, когда по улицам уже не стало встречаться ни одной белой сволочи, а также и буржуев…».
«Белые», опасаясь полного окружения, оставили Нижний Тагил 16 июля. Части Красной Армии вошли в поселок 19 июля 1919 года не встретив сопротивления.
Выставка подготовлена по документам Нижнетагильского городского исторического архива, с использованием фотографий и открыток из частных коллекций А.Ю. Хлопотова, Н.А. Щекотова, А.А. Драчева.